Странные цепочки больших камней, обнаруженных в Балтийском регионе, являются одними из самых загадочных предметов, оставленных древними дохристианскими цивилизациями в Европе. Эти образования расположены, очерчивая контуры, напоминающие корпус корабля, хотя эти “корабли” были построены для материка, а не для плавания.
Во многих странах, близких к Балтийскому морю, были обнаружены эти загадочные корабельные структуры. Они в некотором смысле напоминают легендарные корабли, которые, как считалось, переносили усопших в мифическую Валгаллу или другие царства мёртвых. Тем не менее, исследователи все еще пытаются выяснить, какова была истинная цель, которая привела к строительству этих памятников.
Зачем строить корабль из камней?
С момента своего открытия каменные корабли считались странным типом гробницы. Большинство из них датируются 1000 годами до нашей эры и 1000 годами нашей эры, хотя есть и более старые. Если бы было окончательно подтверждено, что это кладбища, этот факт означал бы, что те, кто их построил, не изменяли своих погребальных ритуалов в течение очень длительного времени.
Обычай возводить такие сооружения был, по-видимому, древней идеей, характерной для бронзового века и сохранялся как традиция. Раскопки подтвердили, что каменные корабли часто служили могилами для захоронений после кремации. Плиты или камни были расположены вокруг ямы или могилы, хотя по какой-то неизвестной нам причине им придавалась форма корабля.
![Каменные корабли эпохи викингов, Менцлин (Германия). (CC BY-SA 3.0)](https://i0.wp.com/www.ancient-origins.es/sites/default/files/Barco-de-piedras-vikingo-Menzlin.jpg?w=525&ssl=1)
Обычно считается, что каменные корабли строились на кладбищах, хотя некоторые из них находятся вдали от любых других археологических раскопок.
Каменные корабли имеют различные размеры: некоторые из них монументальны, другие меньше. Самый большой из найденных на сегодняшний день был обнаружен в Дании. Это «каменный корабль Джеллинга», который по большей части разрушен, хотя археологи обнаружили, что он первоначально имел длину 170 метров. Этот каменный корабль может быть связан с королевой Тирой, женой короля Горма старшего Дании, который царствовал между 936 и 958 годами нашей эры.
Один из самых известных известных каменных кораблей был раскопан в 1989 году. Он назван в честь камней Ale, по-шведски Ales stenar . Этот памятник расположен в регионе Скания на юге Швеции. Его овальный контур имеет длину 67 метров. Исследователи смогли провести радиоуглеродное датирование участка, и полученные результаты показывают, что этот район был заселен между 5500 и 1400 годами до нашей эры. Этот «корабль» состоит из 59 больших камней; каждый из них весит около 1,8 тонны.
![Камни Эль, Скания (Швеция). (CC BY-SA 2.0)](https://i0.wp.com/www.ancient-origins.es/sites/default/files/Piedras-de-Ale.jpg?w=525&ssl=1)
К сожалению, нынешняя технология не позволила исследователям более точно определить дату строительства и использования этого каменного корабля. Однако по сравнительному анализу исследователи пришли к выводу, что памятник был возведен в конце скандинавского железного века.
Другие останки, обнаруженные на месте, предоставили больше информации, чем было обнаружено во многих других каменных кораблях. Например, археологи обнаружили в камнях Ale глиняный сосуд с кремированными человеческими останками. Другие находки, сделанные на этом месте, происходят из разных эпох. Они были датированы между 540 годами нашей эры и 650 годами нашей эры останками еды из птицы, хотя другие материалы относятся к периоду 330 нашей эры – 540 нашей эры. Этот факт говорит о том, что это место использовалось не только как могила, но и для проведения религиозных обрядов.
![Каменные корабли из Кургана Анунд, Швеция. (CC BY-SA 3.0)](https://i0.wp.com/www.ancient-origins.es/sites/default/files/Barcos-de-piedras-Tumulo-de-Anund.jpg?w=525&ssl=1)
Не исключено, что были и каменные корабли, расположенные на севере Польши, Латвии и Эстонии. Однако последнее такое сооружение, найденное к югу от Балтийского моря, находится недалеко от Анклама в немецком регионе Западной Померании.
Это скопление было датировано IX веком нашей эры и является редким примером таких сооружений в этом регионе мира. В результате сельскохозяйственной деятельности в этом районе большая часть его курганов вместе с другими дохристианскими сооружениями была повреждена. Та же участь постигла каменные корабли этого региона. Вполне возможно, что его камни, расположенные в силуэтах кораблей в эпоху бронзы, железа и викингов, были повторно использованы при строительстве других, более современных зданий, таких как замки, мосты и т. д.
Новые перспективы каменных кораблей
В результате исследования, проведенного Йоакимом Вехлином из Университета Гетеборга и Готланда, появилась новая точка зрения в отношении этих мегалитов. Вехлин проанализировал каменные корабли разных скоплений камней бронзового века, построенных в Балтийском регионе, хотя большая часть его работы была сосредоточена на более крупных памятниках, таких как хорошо сохранившиеся каменные корабли шведского острова Готланд. В заявлениях, собранных редактором LiveScience Меган Ганнон, Вехлин объяснил некоторые из своих увлекательных выводов:
Они могли бы быть использованы для других ритуалов и мероприятий, связанных с морской жизнью, таких как обучение навигации и церемоний посадки и высадки. Похоже, что на этих кораблях обычно не хоронят целые тела, а на самом деле есть каменные корабли, в которых даже нет могил. Вместо этого они иногда показывают следы других видов деятельности. Таким образом, в отсутствие умерших, как правило, появляется след, оставленный живыми.
![Situación geográfica de los barcos de piedras de la isla sueca de Gotland. (Public Domain)](https://i0.wp.com/www.ancient-origins.es/sites/default/files/Mapa-barcos-de-piedras-Gotaland.jpg?w=525&ssl=1)
Каменные корабли, путешествующие в вечность
Символ корабля представляет собой один из самых популярных способов описания путешествия в загробную жизнь, и мы находим его во многих культурах по всему миру. Исследователи считают, что в Балтийском регионе каменные корабли были важной частью церемоний народов, которые их построили. Некоторые из них, несомненно, имели отношение к погребальным обрядам, хотя в большинстве случаев другие функции только предположения.
Некоторые в настоящее время предполагают, что каменные корабли считались в прошлом особыми местами и центрами власти, хотя существует очень мало конкретных доказательств, подтверждающих эту гипотезу. Тем не менее, каменные корабли до сих пор считаются одними из самых увлекательных мегалитических сооружений в Европе.
Autor: Natalia Klimczak
Верхнее изображение: Камни эля в Касеберге,
примерно в десяти километрах к юго-востоку от Истада.