Странные цепочки больших камней, обнаруженных в Балтийском регионе, являются одними из самых загадочных предметов, оставленных древними дохристианскими цивилизациями в Европе. Эти образования расположены, очерчивая контуры, напоминающие корпус корабля, хотя эти “корабли” были построены для материка, а не для плавания.
Во многих странах, близких к Балтийскому морю, были обнаружены эти загадочные корабельные структуры. Они в некотором смысле напоминают легендарные корабли, которые, как считалось, переносили усопших в мифическую Валгаллу или другие царства мёртвых. Тем не менее, исследователи все еще пытаются выяснить, какова была истинная цель, которая привела к строительству этих памятников.
Зачем строить корабль из камней?
С момента своего открытия каменные корабли считались странным типом гробницы. Большинство из них датируются 1000 годами до нашей эры и 1000 годами нашей эры, хотя есть и более старые. Если бы было окончательно подтверждено, что это кладбища, этот факт означал бы, что те, кто их построил, не изменяли своих погребальных ритуалов в течение очень длительного времени.
Обычай возводить такие сооружения был, по-видимому, древней идеей, характерной для бронзового века и сохранялся как традиция. Раскопки подтвердили, что каменные корабли часто служили могилами для захоронений после кремации. Плиты или камни были расположены вокруг ямы или могилы, хотя по какой-то неизвестной нам причине им придавалась форма корабля.
Обычно считается, что каменные корабли строились на кладбищах, хотя некоторые из них находятся вдали от любых других археологических раскопок.
Каменные корабли имеют различные размеры: некоторые из них монументальны, другие меньше. Самый большой из найденных на сегодняшний день был обнаружен в Дании. Это «каменный корабль Джеллинга», который по большей части разрушен, хотя археологи обнаружили, что он первоначально имел длину 170 метров. Этот каменный корабль может быть связан с королевой Тирой, женой короля Горма старшего Дании, который царствовал между 936 и 958 годами нашей эры.
Один из самых известных известных каменных кораблей был раскопан в 1989 году. Он назван в честь камней Ale, по-шведски Ales stenar . Этот памятник расположен в регионе Скания на юге Швеции. Его овальный контур имеет длину 67 метров. Исследователи смогли провести радиоуглеродное датирование участка, и полученные результаты показывают, что этот район был заселен между 5500 и 1400 годами до нашей эры. Этот «корабль» состоит из 59 больших камней; каждый из них весит около 1,8 тонны.
К сожалению, нынешняя технология не позволила исследователям более точно определить дату строительства и использования этого каменного корабля. Однако по сравнительному анализу исследователи пришли к выводу, что памятник был возведен в конце скандинавского железного века.
Другие останки, обнаруженные на месте, предоставили больше информации, чем было обнаружено во многих других каменных кораблях. Например, археологи обнаружили в камнях Ale глиняный сосуд с кремированными человеческими останками. Другие находки, сделанные на этом месте, происходят из разных эпох. Они были датированы между 540 годами нашей эры и 650 годами нашей эры останками еды из птицы, хотя другие материалы относятся к периоду 330 нашей эры – 540 нашей эры. Этот факт говорит о том, что это место использовалось не только как могила, но и для проведения религиозных обрядов.
Не исключено, что были и каменные корабли, расположенные на севере Польши, Латвии и Эстонии. Однако последнее такое сооружение, найденное к югу от Балтийского моря, находится недалеко от Анклама в немецком регионе Западной Померании.
Это скопление было датировано IX веком нашей эры и является редким примером таких сооружений в этом регионе мира. В результате сельскохозяйственной деятельности в этом районе большая часть его курганов вместе с другими дохристианскими сооружениями была повреждена. Та же участь постигла каменные корабли этого региона. Вполне возможно, что его камни, расположенные в силуэтах кораблей в эпоху бронзы, железа и викингов, были повторно использованы при строительстве других, более современных зданий, таких как замки, мосты и т. д.
Новые перспективы каменных кораблей
В результате исследования, проведенного Йоакимом Вехлином из Университета Гетеборга и Готланда, появилась новая точка зрения в отношении этих мегалитов. Вехлин проанализировал каменные корабли разных скоплений камней бронзового века, построенных в Балтийском регионе, хотя большая часть его работы была сосредоточена на более крупных памятниках, таких как хорошо сохранившиеся каменные корабли шведского острова Готланд. В заявлениях, собранных редактором LiveScience Меган Ганнон, Вехлин объяснил некоторые из своих увлекательных выводов:
Они могли бы быть использованы для других ритуалов и мероприятий, связанных с морской жизнью, таких как обучение навигации и церемоний посадки и высадки. Похоже, что на этих кораблях обычно не хоронят целые тела, а на самом деле есть каменные корабли, в которых даже нет могил. Вместо этого они иногда показывают следы других видов деятельности. Таким образом, в отсутствие умерших, как правило, появляется след, оставленный живыми.
Каменные корабли, путешествующие в вечность
Символ корабля представляет собой один из самых популярных способов описания путешествия в загробную жизнь, и мы находим его во многих культурах по всему миру. Исследователи считают, что в Балтийском регионе каменные корабли были важной частью церемоний народов, которые их построили. Некоторые из них, несомненно, имели отношение к погребальным обрядам, хотя в большинстве случаев другие функции только предположения.
Некоторые в настоящее время предполагают, что каменные корабли считались в прошлом особыми местами и центрами власти, хотя существует очень мало конкретных доказательств, подтверждающих эту гипотезу. Тем не менее, каменные корабли до сих пор считаются одними из самых увлекательных мегалитических сооружений в Европе.
Autor: Natalia Klimczak
Верхнее изображение: Камни эля в Касеберге,
примерно в десяти километрах к юго-востоку от Истада.