В древности человеческие жертвоприношения считались самым эффективным способом достучаться до небесной (или подземной) канцелярии, поэтому ритуальные убийства были распространены практически повсеместно.
Так или иначе отличились все древние цивилизации, но первыми в списке обычно вспоминаются народы доколумбовой Америки – инки, майя и особенно ацтеки, превратившие человеческие жертвоприношения в грандиозные ритуальные спектакли.
Когда в 1928 году начались раскопки в Иньсюй (буквально — «развалины государства Инь»), мало кто предполагал, что работы растянутся на десятилетия, а находки окажутся в буквальном смысле жутко интересными.
Иньсюй – это руины последней столицы династии Шан, правившей в Китае с XVI по XI век до нашей эры. Шан – не самая древняя китайская династия, но первая, существование которой подтверждено и письменными источниками, и многочисленными археологическими находками.
Правители Шан шесть раз переносили свою столицу с места на место, но последняя, ныне известная под незатейливым прозвищем «развалины Инь», находилась на территории современной провинции Хэнань, недалеко от города Аньян.
В свое время поводом для раскопок в Иньсюй стали необычные артефакты, найденные здесь еще в 1899 году: гадальные кости. Вернее, загадочные старые кости с надписями находили здесь и раньше, но использовали в совсем иной области – как чудодейственное снадобье от малярии и ножевых ран. В 1899 году древние артефакты впервые попали в руки ученых, те определили их истинное предназначение, и ценность странных находок все больше росла по мере исследований – гадальные кости оказались неисчерпаемым источником информации.
Иероглифы, вырезанные на воловьих костях и черепашьих панцирях, ныне признаны древнейшей формой китайской письменности. Расшифровка надписей помогла восстановить полное древо правителей династии Шан и, среди прочего, узнать весьма необычные подробности о жизни государства, существовавшего 3100-3600 лет назад.
По мере продвижения раскопок ученые получили возможность соотнести содержание надписей на гадальных костях с археологическими находками на месте. Результат оказался шокирующим.
Раскопки в Иньсюй ведутся до сих пор, древний город не перестает удивлять ученых.
«Это во всех смыслах потрясающее место. Архитектурные сооружения поражают гигантскими размерами, как и масштабы строительства в целом. Только за последние годы мы нашли множество прекрасных бронзовых и костяных артефактов, включая гадальные кости», — сообщила изданию LiveScience Кристина Ченг (Christina Cheung), биоархеолог из университета Саймона Фрейзера (Ванкувер, Канада), ведущий автор последней научной работы по раскопкам в Иньсюй.
Специальность Кристины Ченг – биоархеология, а исследование, опубликованное в июне в издании Journal of Anthropological Archaeology, касается находок совсем иного рода: человеческих останков.
Археологи обнаружили в Иньсюй огромное количество массовых захоронений, аккуратно расположенных на всей территории древней столицы. В большинстве могил лежали останки 10, 30 и 50 человек. Ученые обратили внимание, что в надписях на гадальных костях упоминаются те же цифры, когда речь идет о человеческих жертвоприношениях в обмен на мнение высших сил по тому или иному вопросу.
Массовое захоронение ритуальных жертв в Иньсюй. Фото: Wai Lit / Flickr.com
По данным прошлого года, общее количество жертвенных человеческих останков, найденных на «развалинах Инь», достигало 10 тысяч. За прошедший год цифры изменились: теперь ученые говорят уже о 13 тысячах человек, умерщвленных во время ритуальных церемоний и погребенных в Иньсюй. Не единовременно, конечно: исследователи полагают, что такое количество жертв «накопилось» за те 255 лет, что столица династии Шан находилась на этом месте.
«На территории царского некрополя мы обнаружили останки по меньшей мере 3000 принесенных в жертву людей, еще больше – при раскопках царского дворца», — говорит Ченг. И это только в Иньсюй, последней столице династии Шан. Подобные массовые захоронения с изуродованными человеческими останками исследователи находили и в других городах древнего китайского государства.
Судя по археологическим находкам, человеческие жертвоприношения практиковались в древнем Китае на протяжении тысячи лет при трех династиях – Ся, Шан и Чжоу, последовательно сменявших друг друга.
Самыми активными «жертвователями», по всем признакам, были правители Шан. В среднем каждая жертвенная церемония уносила жизни пятидесяти человек. Во время самого крупного жертвоприношения были единовременно убиты 339 человек.
По словам Кристины Ченг, в эпоху Шан существовало два основных вида человеческих жертвоприношений: «реншенг» и «ренсун». В могилах жертв «ренсун» (в приблизительном переводе этот термин означает «люди-компаньоны») археологи зачастую находят изысканные погребальные дары, а контекст захоронений говорит о том, что жертвами «ренсун» были в основном слуги или родственники покойных аристократов и влиятельных чиновников.
Совсем иначе выглядят останки жертв «реншенг» (этот термин практически дословно переводится как «приношение человеческой жертвы»): почти все они страшно изуродованы, тела закопаны в групповых могилах, а погребальные артефакты либо отсутствуют, либо их совсем мало.
Почти все «реншенг» были жертвами предсказаний, чрезвычайно востребованными в эпоху Шан. Поскольку связь между гадальными костями и человеческими жертвами не самая очевидная, стоит пояснить, как именно происходил процесс гадания.
У каждого из царей династии Шан постоянно возникали жизненно важные вопросы: например, угодно ли духам избавить правителя от нестерпимой зубной боли или даровать богатый урожай.
Предсказатель вырезал (позже – записывал) вопрос на соответствующем носителе (использовались лопаточные кости быка или пластрон, нижний панцирь черепахи), затем нагревал кость или панцирь до появления трещин, а затем по рисунку трещин «переводил» ответ из мира духов. Обычно на носителе с вопросом записывался и ответ (результат), а также дата – всё официально, даже буднично, для архивов и отчетности.
Человеческие жертвы были неотъемлемой частью процесса: их количество, а также способ умерщвления, наиболее угодный духам (ученые насчитали 12 разных способов, для каждого использовался отдельный термин), зачастую указывались в самом вопросе. Для наглядности – несколько примеров вопросов с гадальных костей:
— Примут ли духи жертву в количестве двадцати человек, умерщвленных способом «тан»? [Записанный результат] Преподнесли духам тридцать человек, исход оказался чрезвычайно благоприятным.
— Его Величеству предстоит обезглавить жертвенных людей. Одобрят ли это духи? [Записанный результат] В день yǐchǒu (дата) были принесены человеческие жертвы методом «фа», а также умерщвлена корова.
— Будут ли приняты жертвы в день wù (дата), умерщвленные путем погребения заживо? [Записанный результат] В день bǐngwǔ (дата) пошел дождь.
— Вопрошаем: даруют ли духи дождь, если в день bǐngxū (дата) мы принесем в жертву женщин методом сожжения?
— Будет ли ответ благоприятным, если в день xīnyǒu (дата) мы принесем жертвы способом обескровливания?
Упомянутый способ «тан» означает умерщвление путем избиения человека до смерти, метод «фа» — отсечение головы (обезглавливание пользовалось наибольшей популярностью, судя по записям на гадальных костях).
Полный список способов казни жертв, составленный учеными по расшифровкам гадальных костей, выглядит так: обезглавливание, рассекание/разрезание тела пополам, четвертование или постепенное отсечение частей тела до смерти, избиение до смерти, обескровливание, погребение заживо, утопление, сожжение, сварение в кипятке, смерть от палящего солнца или «высушивание» уже мертвых вскрытых тел под солнцем до состояния вяленого мяса, смерть от любого из вышеуказанных способов с последующим оставлением тел без погребения…
Выбор одного из 12 способов жертвоприношения зависел от адресата и цели. Адресатами выступали духи предков как священные хранители и защитники государства, правителя, семьи и т.п., и духи природы – к ним обращались в основном по погодным и сельскохозяйственным вопросам. Судя по статистике обращений, культ предков в эпоху Шан по своей значимости и интенсивности превосходил поклонение природным божествам.
Силам природы обычно полагались жертвы, убитые «природными» способами: сожжение (огонь), утопление (вода), погребение заживо (земля). Духи предков требовали больше крови в обмен на благословение, защиту от бедствий, поддержку и удачу в делах. Для них наиболее предпочтительными способами умерщвления были обезглавливание, расчленение, избиение до смерти, отрезание ног, обескровливание, сварение в кипятке, «высушивание» на солнце и тому подобное.
Духам природы часто жертвовали женщин, духам предков – мужчин, в основном пленников из враждебных племен. Так жертвователь решал сразу три задачи: например, обезглавив несколько десятков пленных, он выказывал предкам должное уважение, получал ответ на свой вопрос и нагонял страху на врагов. Прагматично и эффективно.
Пленные мужчины и женщины из враждующих с Шан племен нередко упоминаются в текстах на гадальных костях, часто даже с указанием племени – например, «Будет ли угодна духам жертва трех мужчин племени Цян и двух коров, умерщвленных путем отрубания конечностей?».
В прошлом году Танг Чиджен (Tang Jigen), глава Аньянского отделения Академии социальных наук КНР, выдвинул предположение, что основным источником жертв для коммуникации с духами были люди из кочевого народа Цян – известно, что Шан и Цян часто и жестоко враждовали.
«В захоронениях Иньсюй мы обнаружили жертвенные останки группами по 10, 30 и 50 человек. В текстах на гадальных костях и в других источниках, описывающих ритуалы поклонения предкам царей Шан, мы нередко встречали записи вроде «умертвить 10 людей Цян», «30 людей Цян» или «50 людей Цян»», — говорит Танг Чиджен.
К слову, несмотря на все бедствия, народность Цян выжила: сейчас Цян является одним из этнических меньшинств в западном Китае общей численностью около 300 тысяч человек.
Антропологи уже выяснили, что большинство жертвенных останков из Иньсюй принадлежит мужчинам в возрасте от 15 до 35 лет. Но кем они были – местными жителями или пленными чужаками, как подсказывают тексты на гадальных костях?
Исследование, проведенное группой ученых во главе с Кристиной Ченг, должно было подтвердить – или опровергнуть – теорию о жертвенных пленниках, возникшую на основе анализа древних записей.
Для этого исследователи провели лабораторный анализ останков, найденных на царском кладбище в Иньсюй, где расположены и гробницы правителей, и 2500 захоронений жертв гадальных церемоний. Для исследования были отобраны останки 68 человек, почти все они относятся к категории «реншенг».
Обычно для определения места происхождения древних людей ученые проводят анализ изотопов стронция в зубной эмали. Однако жертвы «реншенг», изученные Кристиной Ченг, были обезглавлены («фа»), что сделало невозможным проведение стандартного изотопного анализа зубов.
Вместо этого исследователи провели анализ изотопного состава углерода и азота в костях. Такой анализ позволяет выяснить, как человек питался и какую воду пил, то есть его режим питания может косвенно указать на места его длительного проживания.
Данные, полученные по 68 жертвам «реншенг» из Иньсюй, ученые сравнили с данными из 39 древних костей, определенно принадлежавшим обычным местным жителям, похороненным в окрестностях Иньсюй в эпоху Шан.
Изотопный анализ показал, что и жертвы «реншенг», и жители Иньсюй употребляли в пищу много проса. Однако в диете местных, помимо проса, присутствовали небольшие количества иной пищи – пшеницы, риса, рыбы, оленины… – тогда как питание будущих жертв гадальных церемоний не отличалось даже столь малым разнообразием.
По совокупности данных ученые сделали вывод, что жертвы «реншенг» действительно были чужаками, вероятнее всего пленниками. Таким образом, современные научные данные подтвердили информацию на гадальных костях.
«Мы впервые смогли предоставить прямое доказательство теории, которая прежде основывалась только на изучении текстов возрастом более 3000 лет. Для нас это все равно что найти Трою и доказать, что «Илиада» не была полным вымыслом», — сказала Ченг изданию Live Science.
Одну теорию подтвердили, другую – опровергли. Ранее многие специалисты по истории династии Шан утверждали, что люди, предназначенные для жертвоприношений, не использовались ни как рабочая, ни как рабская сила. Расшифровки записей на гадальных костях позволяли предположить, что будущие жертвы проводили в Иньсюй около 8 дней перед церемонией, не больше. Однако результаты изотопного исследования не совпадают с существующей интерпретацией гадальных текстов.
Макро- и микроэлементы из пищи оседают в костях и сохраняются на протяжении тысяч лет: на этом факте основаны современные изотопные исследования. Однако сначала вещества из пищи накапливаются в малых костях, а затем – в крупных. Отличия в происхождении между местными жителями и пленниками «реншенг» выявлены по изотопному составу крупных костей, тогда как в малых костях у местных и пришлых встречаются те же изотопы.
Это говорит о том, что будущие жертвы жили в Иньсюй не восемь дней, как считалось ранее, а как минимум несколько лет – достаточно долго, чтобы местный режим питания отразился на малых костях скелета, но не успел повлиять на крупные.
Кристина Ченг и ее коллеги по исследованию уверены, что полученный результат соответствует действительности: невыгодно содержать огромное количество пленников в течение долгого времени, не используя их в качестве рабочей силы.
Тому есть и другое косвенное доказательство: в предыдущих исследованиях гадальных текстов говорится о том, что аристократы эпохи Шан были обязаны по первому требованию предоставить правителю необходимое количество пленников для жертвоприношений. Следовательно, пленников где-то и как-то содержали на протяжении долгого времени, в ожидании передачи их правителю по первому запросу.
Современные специалисты отмечают крайнюю жестокость и полное пренебрежение к человеческой жизни в древнем Китае – «людей приносили в жертву практически теми же способами, что и животных, в глазах правящей верхушки разница между рабом и скотом была невелика», заметил один из лингвистов, изучающий тексты на гадальных костях.
При этом жестокие массовые жертвоприношения говорят о чрезвычайной набожности правителей Шан – в контексте своего мира и своего времени они совершали богоугодные (предко- и природоугодные) деяния, являя пример благочестия и истового почитания высших сил.
Китайские специалисты обычно подчеркивают, что феномен человеческих жертвоприношений был распространен повсеместно, а древнекитайские обычаи – лишь часть общемировой практики. Эдакий намек: мол, сначала на свою историю посмотрите.
Массовые ритуальные жертвоприношения в Китае сошли на «нет» около 700 года до нашей эры, и вовсе не по причине повышения гуманности общества. Появился более простой и общедоступный способ гадания, не требующий крови и весьма популярный до сих пор: это знаменитая «Книга перемен», И-Цзин, спасшая тысячи и тысячи человеческих жизней. Когда захотите узнать свое будущее по И-Цзин, вспомните о рассказанной нами истории.