Раздумывая о причинах принятия Владимиром Отступником христианства, я натыкаюсь на некое несоответствие объяснений этого шага и логики. Обычно для крещения приводят следующие причины:
1.1. Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Надежды Владимира в данном случае возлагались, видимо, на то, что бог молний считался главным в дружинной среде. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти.
1.2. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.
1.3. Личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что некоторые эпизоды его греховной жизни, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство в итоге заставили задуматься о духовном очищении, о таком деянии, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть.
В общественной мысли России существуют и идеологизированные трактовки причин принятия христианства. Верующие исследователи, вслед за митрополитом Иларионом (середина XI в.), объясняли его обращение Божьим откровением, т.е. тем, что Бог просветил его душу. Советские историки считали, что христианство отвечало классовым интересам феодалов, т.к., проповедуя смирение и послушание, становилось эффективным идеологическим оружием, помогающим эксплуатировать трудящиеся массы. (Взято из реферата РУДН)
1.1 а Создание языческого пантеона
А что говорит летопись?
В год 6488 (980). Владимир вернулся в Новгород с варягами и сказал посадникам Ярополка: «Идите к брату моему и скажите ему: «Владимир идет на тебя, готовься с ним биться»». И сел в Новгороде.
…
И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог выйти ему навстречу и затворился в Киеве со своими людьми и с Блудом, и стоял Владимир, окопавшись, на Дорогожиче…
[…Убил брата, захватил Киев]…
После всего этого сказали варяги Владимиру: «Это наш город, мы его захватили, — хотим взять выкуп с горожан по две гривны с человека». И сказал им Владимир: «Подождите с месяц, пока соберут вам куны». И ждали они месяц, и не дал им Владимир выкупа, и сказали варяги: «Обманул нас, так отпусти в Греческую землю». Он же ответил им: «Идите». И выбрал из них мужей добрых, умных и храбрых и роздал им города; остальные же отправились в Царьград к грекам…
И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.
Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.
И где здесь «создание единого пантеона языческих богов»? Каждый правитель, придя к власти, стремится освятить своё правление постройкой нового храма. Это было и до Владимира, будет и после него многие века. Здесь описано построение такого, несомненно, выдающегося храмового комплекса. Не более того.
1.1 б «преодоление племенного сепаратизма»
А он был? Из предыдущих статей летописи видно, что Святослав, где лаской, где таской, создал настолько прочное государство, что оно перенесло войну в отсутствие армии. Между смертью Святослава и Владимировым вокняжением вообще нет информации о войнах, кроме организованного Владимировым ближником Свенельдом стравливания Святополка и Олега – законных сыновей Святослава.
Откуда взялся сепаратизм?
Он появляется ПОЗЖЕ:
В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том же году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань — с каждого плуга, как и отец его брал.
В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично.
В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, …
И так далее.
Нестыковочка…
1.1в Только единобожие могло сплотить страну
А можно примерчик страны, которую оно укрепило? Со времён Эхнатоновского эксперимента везде, где воцарялось единобожие, начинались либо религиозные, либо гражданские, стыдливо именуемые феодальными, войны. Это вполне логично, ведь, по логике единственной истины, если я прав, то несогласные со мной обязательно неправы.
1.2. Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов
И как, ввело? Пользы от этого введения было, как от ВТО. Не говоря уж о том, что Византия была, мягко говоря, довольно точным аналогом США, источником интриг и козней, страной, в которой брато-, отце- и мужеубийство было обычнейшим, практически бытовым явлением.
Это не значит, что Рим был лучше, отнюдь. Но, можно не сомневаться, что если бы Русь приняла христианство «по немцам», Запад нашёл бы другую причину для «натиска на Восток».
1.3. Личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни.
Пожалуй, это самый серьёзный пункт. Но в раскаяние этого лицемера, насильника и братоубийцы я не верю. Равно как и в просветление души Владимира и в знание им основ марксизма.
Здесь что-то другое.
Как известно, в том числе и из летописей, художеств Владимира хватило бы на пару Калигул. К власти он пришёл по колено в крови своих родичей. Но вот вопрос: а захватив Киев, получил ли Владимир Власть?
Сидя в Киеве, он остался робичичем, незаконным отпрыском, узурпатором престола. Фактически, он сидел на копьях, древнем аналоге штыков. А сидеть на них неудобно.
Имея Силу, пусть и наёмную, признания ни народа, ни местных князей, ни жречества Владимир не имел. Был пустышкой на троне. А значит…
К тому же, война – дело дорогое. Судя по тому, что у Владимира не было денег расплатиться с наёмниками, финансы его не романсы, а оратории исполняли. На храм ещё набралось, благо не такие уж на это нужны средства, чай не каменные, а дальше…
По видимому, с Киевским жречеством Владимиру удалось договориться, а вот жрецы других земель его не приняли.
А, потому, и дани ему не везли – не за что, да и не по ряду. Не с ним же договаривались…
К тому же, будучи всего лишь внуком Рюрика, историю его появления он знал, да и в варяжских дружинах наблатыкался в вопросах появления новых династий. В любой момент мог появиться харизматичный претендент, сказать «Ты не княжьего рода, а вот настоящий князь» — ткнув в какого-нибудь мальчика пальцем… И за Владимира никто бы не заступился. Ведь он уже заработал дурную славу нанимателя, не платящего по долгам. А всегда рассчитываться, не обязательно золотом – это одно из основных свойств истинного вождя.
И что ему делать? Вариантов, в общем-то немало, но Владимир, как человек абсолютно бесчестный (это доказывают эпизоды с варягами, братоубийство и многое другое), выбрал «Горбачёвский» вариант: разрушить опору общества, чтобы под его осколками похоронить всех своих противников. А для этого отправиться на поклон в «Константинопольский обком».
Правда, Византия оказалась ещё более гнилой, чем он ожидал из рассказов своей бабушки, сильно романтизировавшей Город, но обещание получить багрянородную невесту, пусть и из рода проститутки, Владимир получил. А когда его попытались в Херсонесе зажать, организовал византийцам демонстрацию того, у кого здесь сила.
Таким образом, единственной непротиворечивой гипотезой принятия христианства я вижу финансово-политическую. Получив от Царьграда деньги на содержание дружины, братоубийца постепенно стал подминать под себя племена, которые не добила его бабка, и с которыми Святослав прекрасно договорился миром.