Учёные Института археологии РАН при раскопках в церкви Благовещения на Городище в Новгороде обнаружили множество надписей-граффити первой половины XII века.
В их числе была своеобразная настенная «летопись», самая длинная в России глаголическая надпись, а также множество фрагментов фресок.
«Всего на кусках штукатурки со стен этого храма мы нашли 49 граффити. По своей ценности для историков и лингвистов они не уступают берестяным грамотам, поскольку мы здесь видим непосредственный отклик новгородцев XII века на происходящие вокруг них события», — говорит руководитель Новгородского архитектурно-археологического отряда Института археологии, член-корреспондент РАН Владимир Седов.
Он и его коллеги исследуют церковь Благовещения на Городище уже второй год. Место, где она находится, расположено в окрестностях Новгорода и называется также Рюриково Городище, поскольку именно сюда в 862 году пришел княжить князь Рюрик.
Городище долгое время играл роль резиденции новгородских князей. Предполагается, что после раскопок остатки древнего храма будут музеефицированы – убраны под стеклянную крышу, чтобы все желающие могли увидеть остатки стен церкви.
Исследователи рассказывают, что впервые каменная церковь на этом месте была построена по заказу новгородского князя Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, в 1103 году, по всей видимости, в честь рождения сына Всеволода.
Храм был расписан фресковой живописью. В XIV веке старый храм был разрушен, а на его месте был выстроен новый. В Великую Отечественную войну храм попал на линию фронта и был очень серьёзно поврежден.
После войны часть руин была временно законсервирована, а около руин производились раскопки, в которых нашли основания стен ранней постройки. Однако храм 1103 года был раскопан не полностью.
Археологи обнаружили, что при строительстве нового храма в XIV веке основание древнейшей церкви было засыпаны песком и строительным слоем, содержащим фрагменты первоначальной живописи начала XII века. В результате были обнаружены тысячи фрагментов фресковой росписи этого времени, в том числе с изображениями ликов.
Эти фрагменты дают представление о стиле росписей, которые входят в число древнейших на территории современной России – они древнее росписей новгородского Софийского собора.
Кроме того, в этом году были обнаружены четыре десятка фрагментов надписей-граффити первой половины XII века.
«В отличие от современных граффити, их делали не вандалы – это была социально принятая практика: на стенах храмов, ниже уровня росписей, процарапывались сообщения о текущих событиях, молитвы, даже деловые записи. Это была своеобразная средневековая стенгазета. Возможно, что летописцы сверялись с этими граффити как с таким своеобразным архивом», — говорит Седов.
Самые интересные из найденных – надписи о смерти и погребении князя Всеволода Мстиславича, который княжил в Новгороде с 1117 по 1136 год, а потом был изгнан из города и умер в 1138 году в Пскове.
Этим событиям посвящены три надписи в алтаре, одна – «парадная» и пространная, написанная очень красивым почерком, вторая очень краткая, и третья о том, что он был погребён на следующий день после смерти.
«Видимо, к нему очень внимательно относились в этой самой церкви, которая была ему посвящена; писцы явно помнили историю, когда Всеволод был новгородским князем», — говорит Седов.
Учёные также обнаружили несколько надписей глаголицей, первым славянским алфавитом, который к началу XII века уже использовался крайне редко. Одна из надписей, содержащая молитву, возможно, является самой большой известной на нынешний момент глаголической надписью в России.
«В Древней Руси очень мало пользовались глаголицей, в древних рукописях изредка встречаются отдельные глаголические буквы. Среди новгородских граффити было найдено около десятка надписей глаголицей, возможно, их авторы – какие-то грамотеи, книжники того времени, «снобы». Это как если бы современный человек взялся бы писать сегодня, пользуясь старой орфографией – с ятями и ерами», — поясняет учёный.
Помимо надписей и фрагментов росписей археологи обнаружили при раскопках свинцовую печать князя Мстислава Давидовича Смоленского, который короткое время княжил в Новгороде, а также множество других артефактов, например, лодейные заклёпки.