Символы в традициях восточных славян

Символы в традициях восточных славян «Символы в традициях восточных славян» (хотя и не их одних), под таким названием издательство «Вече» выпустило новую книгу давно сложившегося тандема авторов — Станислава Ермакова и Дмитрия Гаврилова. Новинка уже появилась и в сетевых магазинах. Например, в «Лабиринте».

Из авторского предисловия: «Значительное количество важных для культуры наших предков символов стали естественной частью того, что, как правило, называют национальным характером, общественным менталитетом и другими не очень внятными определениями. Невнятность эта, не исключено, в известной степени и возникает из-за нежелания признавать историческую преемственность и неразрывность ряда ценностных категорий, обретших статус символических. Мы обращаемся к древнейшим временам с тем, чтобы лучше понимать современные процессы…» — сообщают авторы. — «Просим читателей заметить, что авторы сознательно остаются в пределах устоявшихся культурологических представлений, не стремясь углубляться в метафизические или, пуще того, в мистические дебри. Метафизика и мистические подходы дело всё же сугубо личное или относящееся к области, не предназначенной для публичного обсуждения так, как это обычно делают, смешивая научное и ненаучное, методически корректное и абсурдное и т. п. Тайное (читай: личное) не становится явным просто так, что бы ни думали. «Не вполне научные» подходы имеют право на существование (почему нет?), но всё же, как кажется, являются более содержанием и следствием личных переживаний и опыта человека.

Есть здесь и ещё одна проблема: претендовать на обладание «изначальной традицией славян-русов» в большем или меньшем объёме порою становится довольно модно. Вот и сейчас часть общества проходит через такой этап, когда на свет невесть откуда появились толпы людей, объявляющих себя знатоками исконных древностей. Но как быть, когда те, кто объявляет себя «знающими/ведающими», сообщают информацию, что не просто не согласуется, а полностью противоречит историческим источникам (именно источникам, не их толкованиям, с которыми дело тоже не всегда обстоит гладко!), да вообще тому, что мы знаем о закономерностях развития человеческого мышления, и просто здравому смыслу? А ведь традиционные культуры всегда логичны и по-своему целесообразны, даже утилитарны, пусть их логика отличается от привычной нам, её можно и нужно как бы примерить на многочисленные псевдооткровения.

Мы сделали свой выбор и в этом исследовании о природе и смысле символов (как, впрочем, не только в нём) стараемся опираться не на тешащие самолюбие интерпретации, но на доказательные документы, будь то исторические источники, археологические или этнографические свидетельства.

Здесь, естественно, встаёт проблема методических подходов к реконструкции символов, то есть восстановлению их первоначального смысла, который существовал тогда, когда использование всех (или, по крайней мере, большинства) знаков было осознанным, чего нельзя сказать о времени начала их научного исследования и уж тем более о современности. Современное информационное пространство, в первую очередь Интернет, на запросы о славянской символике выдаёт огромное количество ресурсов, однако смысловое поле этих ресурсов крайне ограничено. Складывается впечатление, что большинство авторов (чаще всего неведомых) или имеют крайне слабое представление о законах символизма и вообще о традиционной культуре, или банально копируют друг у друга расхожие — и не всегда обоснованные — схемы, не слишком задумываясь о собственно содержательной стороне.

<…> Мы прекрасно отдаём себе отчёт, что полное воссоздание исторической действительности — задача, которая сегодня не под силу даже большому коллективу. Решать её даже частично можно лишь в общеисторическом контексте. Для этого нужно ответить на множество вопросов, начиная от «классического» о точном местонахождении славянской прародины. От него зависит установление характера и степени влияний различных культур, окружавших место проживания ранних славян. Кроме того, только в представлении плохо знакомых с исторической наукой людей славяне являют собой некое «всеобъемлющее единство», а имеющихся материалов и свидетельств превеликой древности русских достаточно…

Конечно, широко распространено вполне обывательское суждение, что академические учёные скрывают от нас разные великие тайны, да и вообще, такие-сякие историки почти сплошь льют воду «на мельницу недругов народных».

Но достаточно подойти к предмету всерьёз и не очень популистски, не в духе «фольк-хистори», и сразу становится заметно: большинство историков как раз вполне честно исследуют документальные и материальные свидетельства прошлого. Другое дело, что да, часть проблем (на наш взгляд, надуманных) приобретает политический характер, например, набившая уже оскомину тема «призвания варягов». Есть также и вопрос личных взглядов, симпатий, антипатий, сильных и слабых сторон. Но такое случается часто не только в исторических науках…» (конец цитаты)

Выходные данные: Ермаков С.Э., Гаврилов Д.А. Символы в традициях восточных славян. М.: Вече, 2018. — 320 с. ISBN 978-5-4484-0182-4

Издательская аннотация: Как разобраться в сложном переплетении ассоциативных образов, которые рождаются, пожалуй, у всякого человека, начинающего интересоваться традиционной культурой славян? Речь, одежда, жилище, великое множество утилитарных вещей самого разного назначения — все они покрыты знаками, предназначением которых было выражать определённую идею, служить символами, но одновременно и любая вещь, и любое слово тоже являются знаками. Архаичное мировосприятие славян, как и других народов, основано на мифологическом мышлении и не может не быть образно-символическим. Есть ли способы разобраться в логике древних символов и проследить возможные вариации их смыслов и изменение таковых на протяжении времени? Авторы предлагают свои ответы на эти вопросы, рассматривая символ в контексте мифологической картины мира.
Формат : 70х100/16 — увеличенный в сравнении с обычным (!)
Объем 320 стр.

Авторы отмечают превосходное качество печати и оформления. Тираж ограничен, всего 800 экземпляров. По мнению авторов это неплохой подарок для всех, кто интересуется традиционной культурой.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.