Новая загадка Гёбекли-Тепе

В храмовом комплексе Гёбекли-Тепе на юго-востоке Турции археологи обнаружили человеческие черепа, украшенные ранее неизвестными узорами. Учёные полагают, что аккуратные надрезы на кости выполнены представителями древнейшей цивилизации и могут свидетельствовать о неизвестном неолитическом культе.

Цель гравировок пока остаётся неясной, однако комплекс в Гёбекли-Тепе давно привлекает внимание учёных — храм построен за 6,5 тыс. лет до пирамиды Хеопса и за 6 тыс. лет до Стоунхенджа. Об удивительных находках в древнейшем культовом сооружении мира — в материале RT.

© gobeklitepe.com

Неизвестный культ

Учёные из Германского археологического института сообщили, что нашли на раскопках храмового комплекса Гёбекли-Тепе в Турции фрагменты человеческих черепов, украшенных декоративными насечками. По их мнению, находки могут свидетельствовать о наличии ранее неизвестного антропологам неолитического культа мёртвых. Читать далее «Новая загадка Гёбекли-Тепе»

Астрономы исследовали самое холодное тело в известной Вселенной

Астрономы из США, Швеции и Чили подтвердили, что туманность Бумеранг — самый холодный астрономический объект из известных на сегодняшний день, и предположили, почему это так. Объект исследования ученых — протопланетарную туманность Бумеранг — открыли еще в 1979 году. В 1995 году астрономы выяснили, что температура туманности — 1 К, всего на один градус выше абсолютного нуля (-273 °C). Можно сказать, что она холоднее космоса, его температура — 2,7 К.

Туманность Бумеранг
Туманность Бумеранг © NASA, ESA and The Hubble Heritage Team

Такие туманности появляются, когда звезда, например красный гигант, в конце своей эволюции гибнет, теряя внешнюю газовую оболочку. Оболочка расширяется в пространстве, испуская излучение, и образует яркий астрономический объект, который виден как туманность.

Читать далее «Астрономы исследовали самое холодное тело в известной Вселенной»

Конец мифа о глобальном потеплении

Александр Городницкий

Исследователи из британского Университета Нортумбрии пришли к выводу, что на Земле наступил малый ледниковый период, тем самым подтвердив версию российских ученых о грядущем похолодании на планете. Подробнее об этом — в статье Александра Городницкого.

Что же касается современных мифов, то  главным из них является миф о глобальном потеплении, напугавший в наше время все человечество. Начало этому мифу было положено бывшим американским вице-президентом Альбертом Гором, выпустившим в 2007 году книгу под интригующим названием «Неудобная правда» и пространный документальный фильм под тем же названием. Основная идея, изложенная в книге и в фильме, состояла в том, что главной причиной глобального потепления является выброс промышленного углерода в атмосферу. В результате этого возникает так называемый парниковый эффект, который приводит к резкому подъему температуры на поверхности нашей планеты. Начинается интенсивное таяние льдов Арктики и Гренландии. В ближайшее время поднимется уровень Мирового океана. Вода затопит Лондон, Нью-Йорк, Токио и другие прибрежные города. Это приведет к возникновению массовых эпидемий. Растают горные ледники, питающие реки, и начнутся проблемы с пресной водой, за которую будут воевать завтра так же, как сегодня за нефть, и т.д., и т.п. Читать далее «Конец мифа о глобальном потеплении»

Мощнейший в мире рентгеновский лазер превратил атом в черную дыру

Обстрел атома йода сверхмощным рентгеновским лазером превратил его в аналог черной дыры © DESY/Science Communication Lab

Рентгеновский лазер LCLS позволил физикам «катапультировать» почти все электроны одного атома в молекуле и временно превратить его в миниатюрный аналог черной дыры, притягивающей к себе электроны с силой ее космического собрата, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.
Читать далее «Мощнейший в мире рентгеновский лазер превратил атом в черную дыру»

По соседству с Солнцем обнаружен коричневый карлик

Профессиональные астрономы и любители, объединенные проектом Backyard Worlds: Planet 9, совершили первое значимое открытие. Им удалось обнаружить коричневый карлик в окрестностях Солнца.

Финансируемый НАСА проект Backyard Worlds: Planet 9 позволяет любому желающему просматривать через интернет снимки сделанные космическим телескопом WISE (Wide-Field Infrared Survey Explorer), который обследует все звездное небо в инфракрасном диапазоне. Цель – выявить достаточно близкие к Земле объекты по их смещению на снимках, сделанных в разное время. Добровольцы, которых стало уже больше 38 тысяч, выявляют такие случаи при помощи специально разработанного программного обеспечения, разделяют их на «быстрые» и «медленные» объекты, а затем их подробно исследует команда ученых. Читать далее «По соседству с Солнцем обнаружен коричневый карлик»

Опровергнута популярная гипотеза зарождения жизни на Земле

Шведские и датские геофизики показали, что наступление Великого ордовикского события биоразнообразия не связано, как считалось ранее, с метеоритной бомбардировкой Земли. Соответствующее исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Специалисты обнаружили, что в ордовикский период метеоритная бомбардировка планеты началась 468 миллионов лет назад, то есть на 2-3 миллиона лет позже наступления одноименного события биоразнообразия. Читать далее «Опровергнута популярная гипотеза зарождения жизни на Земле»

Найдена причина разворота магнитного поля Земли

Геофизики из Рочестерского университета Джон Тардуно и Винсент Хар назвали местоположение аномалии, с которой связан намечающийся переворот магнитного поля Земли. Свои выводы американские ученые изложили в колонке издания The Conversation. Читать далее «Найдена причина разворота магнитного поля Земли»

Названа причина загадочных атмосферных явлений прошлого

Японские ученые объяснили природу атмосферных феноменов, возникших над территорией средневекового Китая и Японии в X-XIII веках. Причиной оказались мощные геомагнитные бури, возникшие из-за сильных вспышек на Солнце. Статья ученых опубликована в журнале Space Weather, кратко о ней рассказывает издание Gizmodo.

Читать далее «Названа причина загадочных атмосферных явлений прошлого»

Полеты в космос: польза на Земле

С каждым годом космическая отрасль развивается, все более активно проникая во все сферы человеческой деятельности. Спутниковое телевидение и мобильная связь, системы навигации и прогнозы погоды, создание уникальных фармацевтических препаратов и материалов с особыми свойствами — все это создано с использованием различных видов космических аппаратов.

Человек, благодаря полётам в космос, узнал много нового о своей планете Земля, у него появилась отличная возможность увидеть ее со стороны. В настоящее время масса спутников, перемещающихся вокруг Земли каждый на собственной орбите, предоставляют людям удивительные возможности. Спутники позволяют получать качественные снимки для изучения планеты, передавать различные радиосигналы, а также обеспечивают качественную работу многих устройств, которые функционируют на Земле.

Читать далее «Полеты в космос: польза на Земле»

Супервспышки и их объяснение

Супервспышки, которые периодически происходят на Солнце, – это результат столкновения волн плазмы, выброшенной в космос практически одновременно. К такому выводу пришли китайские ученые, проанализировав сильнейшую солнечную бурю 23 июля 2013 года.

Супершторм стал результатом столкновения двух относительно слабых выбросов плазмы, которые начались в разных точках на поверхности Солнца с разницей в 10 – 15 минут. Столкновение привело к резкому разогреву плазмы, усилению магнитного поля и ускорению.

По расчетам, клубок раскаленного газа начал движение в сторону Земли со скоростью 3000 км/с, что в пять – шесть раз выше скорости обычных выбросов плазмы. Если бы этот поток «врезался» в Землю, сила его магнитного поля была близка к силе «события Каррингтона» – самой мощной геомагнитной буре, зафиксированной в 1859 году.

«Суперштормы происходят на Солнце нечасто по определению, однако они не настолько редки, как мы предполагали», – цитирует Space.com руководителя исследования Лю Ина из Пекинского национального центра наук о космосе.

Обычные вспышки на Солнце вызывают ухудшение самочувствия у людей и сбои в работе спутников и систем связи. Супервспышка по уровню выбора энергии минимум в миллион раз мощнее, и последствия могут быть гораздо серьезнее.

Геомагнитная буря 1859 года — мощнейшая за историю наблюдений геомагнитная буря. Комплекс событий, включающий в себя как геомагнитную бурю, так и вызвавшие её мощные активные явления на Солнце, иногда называют «Событием Кэррингтона» или, следуя англоязычной литературе, «Солнечным суперштормом» (англ. Solar Superstorm).

С 28 августа по 2 сентября на Солнце наблюдались многочисленные пятна и вспышки. Сразу после полудня 1 сентября британский астроном Ричард Кэррингтон наблюдал наибольшую вспышку, которая вызвала крупный корональный выброс массы. Он устремился к Земле и достиг её через 18 часов, что очень быстро, так как это расстояние обычно проходится выбросом за 3-4 дня. Выброс двигался так быстро, потому что предыдущие выбросы расчистили ему путь.

1-2 сентября началась крупнейшая за всю историю регистрации геомагнитная буря, вызвавшая отказ телеграфных систем по всей Европе и Северной Америке. Северные сияния наблюдались по всему миру, даже над Карибами; также интересно, что над Скалистыми горами они были настолько яркими, что свечение разбудило золотоискателей, которые начали готовить завтрак, думая, что наступило утро. По оценкам, Dst-индекс геомагнитной активности во время бури достигал −1760 нТл.

Ледяные керны свидетельствуют, что события подобной интенсивности повторяются в среднем примерно раз в 500 лет. Самая сильная буря с начала космической эры (с 1957 года) произошла 13 марта 1989 года, когда Dst-индекс геомагнитной активности достигал −640 нТл. Также после 1859 года менее сильные бури происходили в 1921 и 1960 годах, когда отмечались массовые сбои радиосвязи