Кто стоит у истоков швейцарской истории?

Древнейшие постройки на сваях вдоль побережья швейцарских озер. (реконструкция) (archives.24heures.ch)
Древнейшие постройки на сваях вдоль побережья швейцарских озер. (реконструкция) (archives.24heures.ch)

Многие столетия швейцарские историки воспевали Вильгельма Телля и конфедератов, заключивших союз на лугу Рютли. Но кем на самом деле были первые швейцарцы? Марк-Антуан Касер, археолог и историк из Невшателя, рассказал swissinfo о коренном населении озерных поселений в Швейцарии.

При раскопках в 1854 году на берегу Цюрихского озера были впервые обнаружены постройки на сваях, возведенные древнейшей, как предполагают историки, цивилизацией, обитавшей на территории Швейцарии. В середине прошлого столетия в Европе схватились в смертельной борьбе две силы — старая аристократия, не желавшая сдавать свои позиции, и молодые либерально-радикальные течения, ратовавшие за установления республиканских режимов по всему континенту.

Семь консервативно настроенных швейцарских кантонов создали в декабре 1845 года «особый союз» — Зондербунд с целью защитить католическую веру и кантональную независимость. Федеральный парламент Швейцарии, именовавшийся до 1848 года Швейцарским сеймом, отреагировал незамедлительно: в июле 1847 депутаты потребовали распустить Зондербунд, который в ответ лишь мобилизовал свою армию. Война между католической буржуазией и протестантскими республиканцами продлилась с 3 по 29 ноября, сто человек погибло и пятьсот получили ранения. Закончилось противостояние победой либерально настроенных протестантских кантонов.

В то время как по Европе прокатилась волна революций, в Швейцарии все закончилось мирно: в 1848 году была принята конституция, согласно которой Швейцария превратилась в прочную Конфедерацию (взамен прежнего союза кантонов) с центральным правительством и парламентом. Родилась современная Гельвеция.

Картина Альбера Анкера «Жительница озерного поселка», 1880 год.
Картина Альбера Анкера «Жительница озерного поселка», 1880 год.

Но каждой стране и каждому народу нужна своя идея. Цивилизация, построившая дома на сваях вдоль побережья швейцарских озер, отражала чаяния консервативно настроенной части швейцарского населения. Знаменовала собой золотую эру Гельвеции, незыблемый патриархальный строй, когда человеческое общество существовало в гармонии с традициями и порядками здравого смысла и нравственности.

Что же представляли собой озерные поселения Швейцарии? Самые древние хижины были построены на помостах, покоящихся на сваях, еще в IV в. до н.э. Возводились они вблизи четырех крупных озер Швейцарии: Невшательском, Бильском, Цюрихском и Боденском. Обнаружены были подобные постройки и в соседних странах. Оригинальная конструкция домов на сваях позволяла возводить поселки на местах, не подходящих для обитания (вдоль берегов озер, рек, в заболоченных местах) и не занимать под жилища пригодную для полей и пастбищ землю, столь ценную в горной Швейцарии. Беда наступала с наступлением паводка. Когда уровень воды в озере повышался, озерные жители были вынуждены покинуть обжитые места. С течением времени озера захватили часть прилегающей суши, и брошенные домишки оказались под водой. Простояли они много столетий, пока до их развалин не добрались в середине XIX века швейцарские археологи.

До того времени швейцарский патриотизм подпитывался лишь событиями относительно недавними: подвиг Вильгельма Телля, убившего в конце XIII века австрийского тирана, олицетворял жажду свободы неукротимых горцев, вполне соответствовал республиканским устремлениям, обуявшим европейцев после французской революции 1789 года. Европа обратилась к основополагающему мифу швейцарской истории для укрепления революционных идеалов. Шиллер воспел доблесть борца за швейцарскую независимость в пьесе «Вильгельм Телль», Джоаккино Россини посвятил герою свою самую длинную оперу. Историки утверждают, что даже Адольф Гитлер использовал образ Телля для обоснования своей политической идеологии. Увлечение нацистами швейцарской историей продлилось, впрочем, недолго: в июне 1941 года, когда возрос риск подрыва фашистского режима демократическими силами, пьеса Шиллера и опера Россини бесследно исчезли с полок немецких библиотек и театральных подмостков третьего Рейха.

Итак, в середине XIX века на вооружении швейцарских патриотов появились жители озерных поселений. Об особенностях формирования «мифа озерной цивилизации» рассказал информационному агентству swissinfo археолог, историк, директор крупнейшего швейцарского музея археологии «Латениум» в Невшателе Марк-Антуан Касер.

 

Выставка, которая проходила в музее археологии Невшателя в 2008-2009 годах, была посвящена цивилизации озерных жителей Швейцарии.
Выставка, которая проходила в музее археологии Невшателя в 2008-2009 годах, была посвящена цивилизации озерных жителей Швейцарии.

Открытие озерных поселений зимой 1853-54 года, последовавшее вскоре после окончания гражданской войны, противопоставившей Швейцарский сейм католическому союзу Зондербунд, позволило швейцарцам по-новому на себя взглянуть. У них появились новые предки — озерные жители швейцарских равнин, спокойные и миролюбивые, пришедшие на смену буйным, свободолюбивым горцам с Вильгельмом Теллем во главе. И все же каждый народ любит своих отважных героев, даже если их заслуга не столько определяет историю, сколько обогащает национальное самосознание. Озерные жители не смогли вытеснить непокорного Телля.

«Очевидно, что миф о Телле гораздо мощнее, популярнее, он более известен, чем цивилизация озерных поселений. Однако наши озерные предки привнесли спокойную ноту в буйный характер истории о горце Вильгельме Телле и представителях трех кантонов, заключивших союз на лугу Рютли в 1291 году. Федеральное правительство после 1848 года уже не устраивали героические баллады в средневековом стиле. Все герои Конфедерации, воспетые гельветами до тех пор, — горцы, а именно в горных альпийских кантонах крылось противостояние новым ценностям радикальной демократической Швейцарии. Озерные жители стали олицетворением наших предков — в духе политической корректности», — с улыбкой отмечает историк.

Но кто же одержал пальму первенства в швейцарском самосознании более чем 170 лет спустя — герой Телль или миролюбивые жители озерных домов на сваях?

«Телль владеет нашим воображением. Та Швейцария, которая привлекает туристов, это Швейцария Вильгельма Телля. Но на самом деле верх одержали жители озерных поселков. Настоящая Швейцария, которая известна миру, это Швейцария «на сваях».

Дома, построенные на платформах, — образ островной изоляции Швейцарии. На местах расположения озерных поселков был найдены многочисленные орудия труда. А это значит, что озерные жители были трудолюбивы. Это отличает их от другого населения, потому что везде в других местах были обнаружены при раскопках, как правило, предметы культа, оружие…

Знаменательно также, что для постройки такой платформы жители должны были кооперироваться. Это — идея солидарности. К тому же, у этих жителей отсутствовала социальная иерархия, потому что все дома были построены, по-видимому, по единому плану. Это — идея равенства, а также свободы. Озерные поселения — это также принцип гигиены проживания, близость к воде — хорошее водоснабжение. Одним словом, они отображают все основные ценности демократической Швейцарии после 1848 года. Ценности, которые до сих пор дороги каждому из нас».

Добавить комментарий